Психолог Лидия Шумина Индивидуальные и семейные консультации. Психотерапия.

О "драконах". Внутренних и внешних.

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Психотерапевтический процесс - это взаимодействие клиента и его психолога. И как любое взаимодействие не лишено сложностей и нюансов.



 Сегодня мне вспомнилась эта ироничная притча.

[div class=class_yellow]Шёл рыцарь по пустыне. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда.[/div][div class=class_yellow]Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои силы и пошёл к воде. Но у самого озера сидел трёхглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч.[/div][div class=class_yellow]И тогда из последних сил дракон спросил:[/div][div class=class_yellow]— Рыцарь, а ты чего хотел-то?[/div][div class=class_yellow]— Воды попить.[/div][div class=class_yellow]— Ну, так и пил бы…[/div]
[div class=class_red]
И не просто так вспомнилась, только потому, что она с юмором,  а по поводу. Повод этот заключен в том, что нередко бывают такие ситуации в психотерапии и психологическом консультировании, когда клиент через несколько сессий напрочь забывает цель своего визита к психологу, забывает свой запрос и свою роль в этом процессе.[/div][div class=class_red]Я не буду сейчас касаться не менее интересного вопроса,  почему психолог это "разрешает" делать клиенту. Меня больше интересует клиент,  его поведение, его реакции и его  эмоциональное состояние, потому что  клиент - это  главная фигура в паре клиент-психолог.  [/div][div class=class_blue]Итак, клиент пришел, работа началась,  запрос сформирован, поставленные задачи решаются,  инсайты происходят.  [/div][div class=class_blue]И вдруг... клиент остановился в своей работе и переключился полностью на личность психолога,  на его мировоззрение,  отношение к тем или иным явлениям. Малого того, что это становится основным интересом клиента в работе, это еще приводит  и к конфронтации с психологом. Один в один, как у рыцаря из притчи,  за одним маленьким исключением,   дракон создан самим клиентом.[/div][div class=class_blue]Почему клиент, как и рыцарь, вместо того, чтобы пользоваться предоставленными услугами,  бьется и падает без сил?  А потом  еще и заявляет, что и  психолог не такой, и работа не та и не  так шла. И даже свои первые достижения и изменения, достигнутые в начале работы,  обесценивает. [/div][div class=class_red]- Ты же воды  хотел попить, мой дорогой клиент![/div][div class=class_red]- Почему не пьешь?![/div]

Можно было бы  поговорить о пограничности, о нарциссизме и других  широко популярных определениях, понятиях и названиях, которыми принято  сейчас наделять клиента.К моему разочарованию, клиенты подхватывают эти названия и носят, как медали. Но это тоже другая тема и я ее сегодня не буду касаться.

[div class=class_blue]Небольшое отступление. Когда я работала медицинским психологом и по роду своей деятельности сталкивалась с людьми, страдающими различными личностными расстройствами: от неврозов, до депрессий и нарушением адаптации, я исключала всю клиническую составляющую, даже медицинскую карту не смотрела, что там врач написал и диагностировал, я обращалась в первую очередь к личности пациента, а для того, что помочь ему избавиться от своих печалей - к его здоровой части. Психолог, по моему глубокому убеждению, должен хорошо знать  "клинику"  и также хорошо уметь ее отключать.[/div]

И сейчас тоже, никаких диагнозов! Такое поведение клиента  связано исключительно со страхом,  страхом изменений, страхом неизвестности, страхом перед теми "драконами", кототорые активизировались в бессознательном клиента, все это очень пугает клиента, да так, что возникает "страх  страха",  она начинает бояться  самих  страхов, и чтобы  избавиться от этого, переключается на внешнего "дракона",  чтобы его собственные снова заснули и не тревожили.

Это одна из причин, по которой психотерапия  становится неэффективной для клиента и почему он предъявляет претензии своему психологу.

 

 

Если моя статья была Вам полезна, буду рада Вашим комментариям и отзывам.

Другие мои статьи  и заметки, Вы можете найти  здесь.

  8 903 611 56 48

 

Теги: Клиент, психолог, страх, тревога, психологическое просвещение, конфликт, эриксоновский гипноз, психолог Лидия Шумина
Комментарии
Корепанова Анастасия Александровна
Если я правильно Вас поняла, Вы о сопротивлении?
№1 | 21 января 2018
Лидия Шумина
Корепанова Анастасия Александровна, про сопротивление я говорила здесьhttps://www.b17.ru/article/95526/Сопротивление - нормальное явление в психотерапии, "борьба с драконами" - это то, что ее останавливает.
№2 | 21 января 2018
Цветочек88
Лидия Шумина писал(а):
Небольшое отступление. Когда я работала медицинским психологом и по роду своей деятельности сталкивалась с людьми, страдающими различными личностными расстройствами: от неврозов, до депрессий и нарушением адаптации, я исключала всю клиническую составляющую, даже медицинскую карту не смотрела, что там врач написал и диагностировал, я обращалась в первую очередь к личности пациента, а для того, что помочь ему избавиться от своих печалей - к его здоровой части. Психолог, по моему глубокому убеждению, должен хорошо знать  "клинику"  и так же хорошо уметь ее отключать.
А то, что я Вам рассказала про свой диагноз - Вам помогло это или наоборот помешало?
№3 | 22 января 2018
Кириллова Софья Григорьевна
Лидия Шумина писал(а):
Небольшое отступление. Когда я работала медицинским психологом и по роду своей деятельности сталкивалась с людьми, страдающими различными личностными расстройствами: от неврозов, до депрессий и нарушением адаптации, я исключала всю клиническую составляющую, даже медицинскую карту не смотрела, что там врач написал и диагностировал, я обращалась в первую очередь к личности пациента, а для того, что помочь ему избавиться от своих печалей - к его здоровой части. Психолог, по моему глубокому убеждению, должен хорошо знать  "клинику"  и так же хорошо уметь ее отключать.
Мне близок Ваш подход! При чем мне кажется, клинику он должен знать в терминах (фокусе) психологии: описание особенностей поведения, эмоционального состояния, мышления, восприятия, чтобы понимать свои границы.Хотя по факту, клиент все равно покажет границы (тут главное психологу не упираться). И не важно из-за клиники они или просто человек с драконом.
№4 | 22 января 2018
Лидия Шумина
Очень бы не хотелось мне, чтобы в комментариях к статье о "драконах" писали о диагнозах.Бог с ними, с этими диагнозами!Лучше о желаниях, страстях, страхах и печалях.
№5 | 22 января 2018
Бондарович Любовь Павловна
Спасибо за статью, Лидия! Притча насущная.
Лидия Шумина писал(а):
клиент остановился в своей работе и переключился полностью на личность психолога,  
Для меня звучит про страх клиента, про то. что пока не принял себя другого, с происходящими собственными переменами внутри, про растерянность и ... "Ну, давай рубать головы!"
№6 | 25 января 2018
Лидия Шумина
№6 | u73445 | Бондарович Любовь Павловна писал(а):
Спасибо за статью, Лидия! Притча насущная.
Спасибо за интерес!
№7 | 25 января 2018
Лидия Шумина
№6 | u73445 | Бондарович Любовь Павловна писал(а):
Для меня звучит про страх клиента, про то. что пока не принял себя другого, с происходящими собственными переменами внутри, про растерянность и ... "Ну, давай рубать головы!"
Справедливости ради, специалисты тоже горазды "чужих" драконов погонять, клиентских. Я знаю коллег, которые убеждены, что, чем больше слез прольет клиент, тем лучше. Прямо, как в одной известной сказке: "Чем больше слёз, тем больше облегченья. В слезах и заключается леченье!"
№8 | 25 января 2018
[ добавить комментарий ]
Тренинги и семинары по психологии
+7 903 611 56 48